Корреспондент AgionOros.ru побывал на презентации книги митрополита Лимасольского Афанасия, которая состоялась в Сретенском Ставропигиальном мужском монастыре. Владыка рассказал об афонских старцах, современных проблемах церковной жизни и ответил на вопросы журналистов.
- Владыка, расскажите нам о ваших встречах с афонскими старцами.
- В Греции и на Кипре в XX столетии милостью Божией просияла целая плеяда великих святых старцев. В основном они жили на Афоне, но немало было и тех, кто подвизался за пределами Святой Горы.Господь сподобил меня познакомиться со многими из этих подвижников и установить с ними духовную связь. Их роль в моей жизни была решающей.Безусловно, знакомство человека со святым не делает его святым. Напротив, это увеличивает мою ответственность перед Церковью и перед самим собой.
Тот факт, что в наше время жили великие современные подвижники – духоносные старцы, свидетельствует о непрерывном присутствии Христа в Церкви и нашей жизни.Некоторые из этих старцев известны всему Православному миру. Но другие почти неизвестны. Обычно в своих беседах я говорю о старце Иосифе Ватопедском, преподобном старце Паисии, отце Ефреме Катунакском, старце Иосифе Исихасте. А также о других Святых, с которыми меня сподобил познакомиться Господь.Главный призыв современных святых человечеству состоит в том, что Христос является смыслом жизни. Если у человека есть все, а Христа нет – это значит, что у него нет ничего. Если же человек со Христом и лишен при этом всего остального – он наполнен смыслом и содержанием и более ни в чем не нуждается. Каждый из старцев выражал этот завет собственным уникальным образом и примером своей жизни.Мы видели очень много чудес и знамений в жизни этих старцев. Но самое главное чудо заключается в том, как человек становится подлинным чадом Божиим. Это самое великое знамение, которое человек может увидеть в своей жизни.
- Владыка, вы приехали в Россию на съезд монашествующих, который состоялся в Троице-Сергиевой Лавре. После того как вы увидели передовой отряд Русской Церкви – наше монашество, какие у вас остались впечатления?
В России происходит великое таинство – таинство Церкви Христовой, которая рождает детей Божиих. Эти чада Божии постепенно возрастают, проходят все этапы взросления, пока не станут совершенными людьми во Христе. Некоторые из этих этапов развития монашества и его возрастания мы проходили и в греческом мире.Мы должны иметь доверие ко Христу, Который Сам направляет Свою Церковь. Направляет людей Церкви, чтобы исполняли Его Волю.На меня произвело большое впечатление слово Святейшего Патриарха Кирилла, с которым он обратился к участника собрания монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре. Это выступление коснулось самой сути проблем современной монашеской жизни.В игуменах и игуменьях я увидел качество, которое старец Паисий называл «добрым беспокойством». У каждого из них есть стремление сделать все от них зависящее, чтобы жизнь монахов становилась лучше.
- Владыка, вы хорошо знали старца Паисия Святогорца. Какой завет духовной жизни он вам оставил?
- Вся жизнь старца Паисия – пример и назидание для нас. Но если выделить именно центральную идею его учения – это подвиг с любочестием. Трудиться не для того чтобы избежать ада, а чтобы не огорчить Бога. Для отца Паисия Христос был и отцом и братом и другом. И все что делал старец было исполнено любви к Богу. Он ничего не требовал от Христа, ничего для себя не просил. Не просил исцелиться, когда был болен; не просил отдыха, когда уставал. Он хотел только одного: не расстраивать Христа. И стремился к этому каждый день, прилагая все свои силы.Старец хотел, чтобы и мы научились смотреть на Христа именно таким образом. Не смотреть на Него как на судью, как на полицейского, а относится к Нему как Отцу.
- Как человеку живущему в миру и не имеющему монашеского опыта умертвить свое «я»?
- Человека спасает Христос через Церковь. Если мы объединены с Господом через Церковь – мы не только освободимся от ветхого человека, но и облачимся в нового. Цель состоит не в том чтобы умертвить свой эгоизм, а в том чтобы облечься во Христа. Евангелие это не отрицание, а утверждение; не негатив, а позитив.Как умертвить свое «я»? Каждый прожитый день дает нам для этого множество возможностей. Через терпение и любовь к ближним мы избавляемся от своего эгоизма.Но мы должны обратить внимание не только на то, как умертвить эгоизм. Нам следует стремиться найти способ пустить Христа в свое сердце. Когда это произойдет, Он исцелит наше сердце. Грех – это болезнь. Если мы приобретем здоровье, погибнут все микробы.
- Какие главные проблемы беспокоят современных молодых людей и чем их можно заинтересовать? В чем секрет успешной работы пастыря с молодежью?
- Мой рассказ будет основан на кипрских реалиях, но думаю что внешние проблемы у молодежи в разных странах одни и те же. Проблемы в семье, проблемы в личной жизни, проблемы толкающие молодых людей к наркотикам, алкоголю, насилию, нигилизму, депрессии. Для Кипра актуальна и проблема отсутствия безопасности, из-за проблем с турками и другими соседями.Но все перечисленные проблемы имеют одну причину – отсутствие Бога. Если я сейчас сниму очки – я ничего не буду видеть. Если одену – увижу всю окружающую меня обстановку. То же самое можно сказать о присутствии Бога в жизни человека. Человек, живущий вместе с Богом, истолковывает все происходящее вокруг него правильно. Он смотрит другими глазами, у него другой образ мысли, он иначе относится к трудностям.Поэтому Церковь дает ответ на самый главный вопрос человеческой жизни. Человек ищет своего Отца – Бога. И ищет его в неправильных местах. В наркотиках, алкоголе, насилии, анархии Бога не найти.Церковь и мы, пастыри, должны дать человеку подлинное Слово Божие. Мы должны сказать: «То, что вы ищите, находится в Церкви. Приходите посмотреть. Придите вкусить». И когда они увидят и приобщатся к Истине – поймут, что именно это они и искали. И тогда человек обретает мир и смысл в своей жизни. И ему больше не нужен ни алкоголь, ни сигареты, ни наркотики. Потому что он уже нашел подлинный смысл жизни.-
В одном из своих поучений вы говорите о том как важно человеку понять свое предназначение в жизни. Что вы можете сказать по этому поводу?
Наша Православная Церковь не монофизитская. Мы верим, что Христос совершенный Бог и совершенный человек. И мы, христиане, должны формировать себя по образу Христа. Более того праведный человек преобразует (делает прекрасным) все, что его окружает. И при этом благодарен Богу, все время говорит: «Слава Богу!».Если человек не знает, что ему делать в жизни, он не должен отчаиваться. Кто из нас знает? Мы должны хотеть одного: быть рядом со Христом. Этого никто отнять не сможет. Остальное вторично: выйдем ли замуж, пойдем ли в монастырь, будем ли получать высшее образование. Христа я могу стяжать везде: и дома, и в самолете, и в монастыре. Христос — это все для всего. Если мы это поймем, мы избавимся от волнения и неуверенности в завтрашнем дне.
- Владыка, расскажите нам о ваших встречах с афонскими старцами.
- В Греции и на Кипре в XX столетии милостью Божией просияла целая плеяда великих святых старцев. В основном они жили на Афоне, но немало было и тех, кто подвизался за пределами Святой Горы.Господь сподобил меня познакомиться со многими из этих подвижников и установить с ними духовную связь. Их роль в моей жизни была решающей.Безусловно, знакомство человека со святым не делает его святым. Напротив, это увеличивает мою ответственность перед Церковью и перед самим собой.
Тот факт, что в наше время жили великие современные подвижники – духоносные старцы, свидетельствует о непрерывном присутствии Христа в Церкви и нашей жизни.Некоторые из этих старцев известны всему Православному миру. Но другие почти неизвестны. Обычно в своих беседах я говорю о старце Иосифе Ватопедском, преподобном старце Паисии, отце Ефреме Катунакском, старце Иосифе Исихасте. А также о других Святых, с которыми меня сподобил познакомиться Господь.Главный призыв современных святых человечеству состоит в том, что Христос является смыслом жизни. Если у человека есть все, а Христа нет – это значит, что у него нет ничего. Если же человек со Христом и лишен при этом всего остального – он наполнен смыслом и содержанием и более ни в чем не нуждается. Каждый из старцев выражал этот завет собственным уникальным образом и примером своей жизни.Мы видели очень много чудес и знамений в жизни этих старцев. Но самое главное чудо заключается в том, как человек становится подлинным чадом Божиим. Это самое великое знамение, которое человек может увидеть в своей жизни.
- Владыка, вы приехали в Россию на съезд монашествующих, который состоялся в Троице-Сергиевой Лавре. После того как вы увидели передовой отряд Русской Церкви – наше монашество, какие у вас остались впечатления?
В России происходит великое таинство – таинство Церкви Христовой, которая рождает детей Божиих. Эти чада Божии постепенно возрастают, проходят все этапы взросления, пока не станут совершенными людьми во Христе. Некоторые из этих этапов развития монашества и его возрастания мы проходили и в греческом мире.Мы должны иметь доверие ко Христу, Который Сам направляет Свою Церковь. Направляет людей Церкви, чтобы исполняли Его Волю.На меня произвело большое впечатление слово Святейшего Патриарха Кирилла, с которым он обратился к участника собрания монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре. Это выступление коснулось самой сути проблем современной монашеской жизни.В игуменах и игуменьях я увидел качество, которое старец Паисий называл «добрым беспокойством». У каждого из них есть стремление сделать все от них зависящее, чтобы жизнь монахов становилась лучше.
- Владыка, вы хорошо знали старца Паисия Святогорца. Какой завет духовной жизни он вам оставил?
- Вся жизнь старца Паисия – пример и назидание для нас. Но если выделить именно центральную идею его учения – это подвиг с любочестием. Трудиться не для того чтобы избежать ада, а чтобы не огорчить Бога. Для отца Паисия Христос был и отцом и братом и другом. И все что делал старец было исполнено любви к Богу. Он ничего не требовал от Христа, ничего для себя не просил. Не просил исцелиться, когда был болен; не просил отдыха, когда уставал. Он хотел только одного: не расстраивать Христа. И стремился к этому каждый день, прилагая все свои силы.Старец хотел, чтобы и мы научились смотреть на Христа именно таким образом. Не смотреть на Него как на судью, как на полицейского, а относится к Нему как Отцу.
- Как человеку живущему в миру и не имеющему монашеского опыта умертвить свое «я»?
- Человека спасает Христос через Церковь. Если мы объединены с Господом через Церковь – мы не только освободимся от ветхого человека, но и облачимся в нового. Цель состоит не в том чтобы умертвить свой эгоизм, а в том чтобы облечься во Христа. Евангелие это не отрицание, а утверждение; не негатив, а позитив.Как умертвить свое «я»? Каждый прожитый день дает нам для этого множество возможностей. Через терпение и любовь к ближним мы избавляемся от своего эгоизма.Но мы должны обратить внимание не только на то, как умертвить эгоизм. Нам следует стремиться найти способ пустить Христа в свое сердце. Когда это произойдет, Он исцелит наше сердце. Грех – это болезнь. Если мы приобретем здоровье, погибнут все микробы.
- Какие главные проблемы беспокоят современных молодых людей и чем их можно заинтересовать? В чем секрет успешной работы пастыря с молодежью?
- Мой рассказ будет основан на кипрских реалиях, но думаю что внешние проблемы у молодежи в разных странах одни и те же. Проблемы в семье, проблемы в личной жизни, проблемы толкающие молодых людей к наркотикам, алкоголю, насилию, нигилизму, депрессии. Для Кипра актуальна и проблема отсутствия безопасности, из-за проблем с турками и другими соседями.Но все перечисленные проблемы имеют одну причину – отсутствие Бога. Если я сейчас сниму очки – я ничего не буду видеть. Если одену – увижу всю окружающую меня обстановку. То же самое можно сказать о присутствии Бога в жизни человека. Человек, живущий вместе с Богом, истолковывает все происходящее вокруг него правильно. Он смотрит другими глазами, у него другой образ мысли, он иначе относится к трудностям.Поэтому Церковь дает ответ на самый главный вопрос человеческой жизни. Человек ищет своего Отца – Бога. И ищет его в неправильных местах. В наркотиках, алкоголе, насилии, анархии Бога не найти.Церковь и мы, пастыри, должны дать человеку подлинное Слово Божие. Мы должны сказать: «То, что вы ищите, находится в Церкви. Приходите посмотреть. Придите вкусить». И когда они увидят и приобщатся к Истине – поймут, что именно это они и искали. И тогда человек обретает мир и смысл в своей жизни. И ему больше не нужен ни алкоголь, ни сигареты, ни наркотики. Потому что он уже нашел подлинный смысл жизни.-
В одном из своих поучений вы говорите о том как важно человеку понять свое предназначение в жизни. Что вы можете сказать по этому поводу?
Наша Православная Церковь не монофизитская. Мы верим, что Христос совершенный Бог и совершенный человек. И мы, христиане, должны формировать себя по образу Христа. Более того праведный человек преобразует (делает прекрасным) все, что его окружает. И при этом благодарен Богу, все время говорит: «Слава Богу!».Если человек не знает, что ему делать в жизни, он не должен отчаиваться. Кто из нас знает? Мы должны хотеть одного: быть рядом со Христом. Этого никто отнять не сможет. Остальное вторично: выйдем ли замуж, пойдем ли в монастырь, будем ли получать высшее образование. Христа я могу стяжать везде: и дома, и в самолете, и в монастыре. Христос — это все для всего. Если мы это поймем, мы избавимся от волнения и неуверенности в завтрашнем дне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий