Второй день конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» начался с обсуждения того, как виртуальная жизнь влияет на ум и сердце человека.
Уйти в Интернет и вернуться человеком
Цифровые технологии и киберпространство стали серьезным испытанием для человеческой личности, поставив под удар такие данные Богом качества, как свобода, любовь и способность к общению, считает греческий психолог протоиерей Василий Фермос. По его словам, интернет-дружба подменяет реальную дружбу, интернет-опыт – настоящий опыт. Таким образом, человек может затеряться в виртуальном мире, потерять способность иметь настоящих друзей.
Интернет предлагает огромное количество развлечений, удовлетворения собственных потребностей, так что человек замыкается в своем эгоизме, теряет способность любить, говорит отец Василий. «Его естественное положение – в Интернете. Любовь переходит в перерыв между моментами подключения к сети», – с сожалением отметил выступающий.В продолжение разговора известный патролог профессор Жан-Клод Ларше (Франция) выразил обеспокоенность тем, что в интернет-коммуникации доминирует общение под псевдонимами. Он отметил, что анонимность чрезмерно раскрепощает, «позволяет всем высказывать свои точки зрения в любой области, даже если человек некомпетентен и не имеет признанного авторитета», а также «способствует внесению страстей: гордости, тщеславия, осуждения в отношении других, агрессии во всех формах, неуважения, презрения и так далее».Отсюда, по мнению Ларше, исходит и проблема «троллинга». На взгляд профессора, необходимо, чтобы православные форумы и блоги приняли этический кодекс, который требовал бы, чтобы все участники выступали в своем истинном качестве, и пример этому должны дать модераторы сайтов.Аспирант факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Ольга Богданова, проанализировавшая такой популярный интернет-жанр, как вопросы священнику, отметила, что анонимность в Сети может быть и полезной. Она позволяет преодолеть стеснение, внутренний барьер при общении с духовенством, говорит Богданова. «Виртуальное пространство людям привычнее, они себя чувствуют в нем свободнее и комфортнее. К священнику и вообще к любому человеку им легче обратиться виртуально», — поясняет она.Кроме того, виртуальное пространство позволяет «безопасно для себя пробовать новое», но в этом есть и негативная сторона. «Ситуация вхождения в церковную жизнь может оказаться лишена того момента личного или межличностного общения, который был присущ ей изначально на протяжении всех столетий существования Православной Церкви», — напомнила докладчица. Ольга Богданова подчеркнула, что общение со священником в киберпространстве может быть лишь вынужденным дополнением или прологом к реальному духовному окормлению.
Как пройти в цифровую библиотеку?
Значительная часть выступлений была посвящена образовательным возможностям Интернета. Так, митрополит Димитриадский Игнатий рассказал об электронных библиотеках на примере библиотеки Богословской Академии Волоса. «Церковь нуждается в том, чтобы начать плодотворный диалог с современным цифровым миром… Церковь должна использовать все возможные исторические средства, в том числе, и цифровую технологию для актуализации Слова Божьего», — заявил владыка. К плюсам цифровой библиотеки он отнес её круглосуточную доступность, возможность одновременного доступа нескольких пользователей к одной и той же информации.Но можно пойти дальше и использовать Интернет как платформу для полноценного обучения. Таким опытом поделился архимандрит Иаков Халил (Ливан). С 2004 года Институт богословия святого Иоанна Дамаскина, где преподает отец Иаков, начал использовать программы электронного обучения для того, чтобы прийти к людям, которые хотят изучать богословие во всех уголках земного шара. Запущены программы на нескольких языках, в том числе на арабском, и к 2015 году в них участвуют уже 300 студентов.Темой выступления протоиерея Михаила Нажима из Лос-Анджелеса (Антиохийский Патриархат) стал амбициозный проект создания сети общеправославных теологических школ, продвижения общеправославных дипломов, создания новых направлений знаний в Интернете, связанных с этими программами — например, обучения студентов с использованием форумов Интернета в рамках пастырской деятельности. Авторы проекты рассчитывают найти для него специальное финансирование, чтобы в программах смогли принять участие выходцы из самых бедных стран.
Как быть православным, когда ты один?
Другой аспект миссии раскрыл переводчик Клод Лопес-Гинисти (Швейцария), который поделился личным опытом ведения православного блога в неправославной языковой среде. Клод создал свой первый блог в 2007 году, когда информации о Православии на французском языке было крайне мало. Он начал писать для православных франкофонов, живущих, как и он, далеко от крупных городов, в которых есть православные приходы и братья по вере.
Несмотря на то, что содержание блога рассчитано на узкую аудиторию и очень консервативно – переводы житий, фрагменты из духовной литературы — сейчас его читают до двух тысяч человек в неделю. Позже появились другие блоги: о грузинских святых, толковании Священного Писания, литургике. Лопес-Гинисти принципиально не пишет о себе и не открывает возможность комментирования, хотя общается с читателями по электронной почте. Все его блоги достаточно популярны по местным меркам, что показывает, как велика потребность в духовном чтении там, где Православие не является традиционной религией.Епископ Эдесский Роман из Бразилии (Антиохийская Церковь) также подчеркнул, что Интернет очень нужен в неправославных странах. «Деятельность нашего интернет-узла имела большой успех, особенно в условиях войны на Ближнем Востоке… Таким образом формируется сознание наших прихожан. Они знают, что у них есть братья во Христе. Я не могу вам описать, как быстро отреагировали и материально, и духовно наши верующие на вопрос Ближнего Востока», — подчеркнул владыка Роман.
Православный Интернет как средство дерадикализации
В фокусе внимания доктора Марии Алвану (Греция) оказалась радикализация общества, проявляющаяся в Интернете и тесно связанная с насилием. «Очень часто экономические, финансовые и прочие проблемы создают почву для того, чтобы люди стали более радикальными», — напомнила она.По словам Марии Алвану, тех, кто применяет насилие, не слишком много. Большинство, которое становится «кислородом» для таких явлений, — те, кто терпят зло, молчаливо одобряя его. «Они безразличны к этому, считают, что лично их это не касается. Таким образом, у нас в Интернете есть множество материалов прямой или косвенной пропаганды», — заметила выступающая.Она также напомнила, что существуют определенные блоги, платформы и чаты, где происходит своеобразный «рекрутинг» в ряды радикальных групп. «Борьба с экстремизмом в Интернете сегодня актуальна как никогда. Эффективны не только финансовые инструменты. Очень важно передать через Интернет учение Церкви, — подытожила Алвану. — Оно может быть использовано с целью дерадикализации, потому что мы постулируем такие принципы, как мир, священность жизни, ценность каждого человека, независимо от его цвета кожи или религии».Завершился день круглым столом о проблемах и перспективах пастырского попечения, богословия, богослужения в Интернете, в котором участвовали греческие клирики и миряне.
Уйти в Интернет и вернуться человеком
Цифровые технологии и киберпространство стали серьезным испытанием для человеческой личности, поставив под удар такие данные Богом качества, как свобода, любовь и способность к общению, считает греческий психолог протоиерей Василий Фермос. По его словам, интернет-дружба подменяет реальную дружбу, интернет-опыт – настоящий опыт. Таким образом, человек может затеряться в виртуальном мире, потерять способность иметь настоящих друзей.
Интернет предлагает огромное количество развлечений, удовлетворения собственных потребностей, так что человек замыкается в своем эгоизме, теряет способность любить, говорит отец Василий. «Его естественное положение – в Интернете. Любовь переходит в перерыв между моментами подключения к сети», – с сожалением отметил выступающий.В продолжение разговора известный патролог профессор Жан-Клод Ларше (Франция) выразил обеспокоенность тем, что в интернет-коммуникации доминирует общение под псевдонимами. Он отметил, что анонимность чрезмерно раскрепощает, «позволяет всем высказывать свои точки зрения в любой области, даже если человек некомпетентен и не имеет признанного авторитета», а также «способствует внесению страстей: гордости, тщеславия, осуждения в отношении других, агрессии во всех формах, неуважения, презрения и так далее».Отсюда, по мнению Ларше, исходит и проблема «троллинга». На взгляд профессора, необходимо, чтобы православные форумы и блоги приняли этический кодекс, который требовал бы, чтобы все участники выступали в своем истинном качестве, и пример этому должны дать модераторы сайтов.Аспирант факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Ольга Богданова, проанализировавшая такой популярный интернет-жанр, как вопросы священнику, отметила, что анонимность в Сети может быть и полезной. Она позволяет преодолеть стеснение, внутренний барьер при общении с духовенством, говорит Богданова. «Виртуальное пространство людям привычнее, они себя чувствуют в нем свободнее и комфортнее. К священнику и вообще к любому человеку им легче обратиться виртуально», — поясняет она.Кроме того, виртуальное пространство позволяет «безопасно для себя пробовать новое», но в этом есть и негативная сторона. «Ситуация вхождения в церковную жизнь может оказаться лишена того момента личного или межличностного общения, который был присущ ей изначально на протяжении всех столетий существования Православной Церкви», — напомнила докладчица. Ольга Богданова подчеркнула, что общение со священником в киберпространстве может быть лишь вынужденным дополнением или прологом к реальному духовному окормлению.
Как пройти в цифровую библиотеку?
Значительная часть выступлений была посвящена образовательным возможностям Интернета. Так, митрополит Димитриадский Игнатий рассказал об электронных библиотеках на примере библиотеки Богословской Академии Волоса. «Церковь нуждается в том, чтобы начать плодотворный диалог с современным цифровым миром… Церковь должна использовать все возможные исторические средства, в том числе, и цифровую технологию для актуализации Слова Божьего», — заявил владыка. К плюсам цифровой библиотеки он отнес её круглосуточную доступность, возможность одновременного доступа нескольких пользователей к одной и той же информации.Но можно пойти дальше и использовать Интернет как платформу для полноценного обучения. Таким опытом поделился архимандрит Иаков Халил (Ливан). С 2004 года Институт богословия святого Иоанна Дамаскина, где преподает отец Иаков, начал использовать программы электронного обучения для того, чтобы прийти к людям, которые хотят изучать богословие во всех уголках земного шара. Запущены программы на нескольких языках, в том числе на арабском, и к 2015 году в них участвуют уже 300 студентов.Темой выступления протоиерея Михаила Нажима из Лос-Анджелеса (Антиохийский Патриархат) стал амбициозный проект создания сети общеправославных теологических школ, продвижения общеправославных дипломов, создания новых направлений знаний в Интернете, связанных с этими программами — например, обучения студентов с использованием форумов Интернета в рамках пастырской деятельности. Авторы проекты рассчитывают найти для него специальное финансирование, чтобы в программах смогли принять участие выходцы из самых бедных стран.
Как быть православным, когда ты один?
Другой аспект миссии раскрыл переводчик Клод Лопес-Гинисти (Швейцария), который поделился личным опытом ведения православного блога в неправославной языковой среде. Клод создал свой первый блог в 2007 году, когда информации о Православии на французском языке было крайне мало. Он начал писать для православных франкофонов, живущих, как и он, далеко от крупных городов, в которых есть православные приходы и братья по вере.
Несмотря на то, что содержание блога рассчитано на узкую аудиторию и очень консервативно – переводы житий, фрагменты из духовной литературы — сейчас его читают до двух тысяч человек в неделю. Позже появились другие блоги: о грузинских святых, толковании Священного Писания, литургике. Лопес-Гинисти принципиально не пишет о себе и не открывает возможность комментирования, хотя общается с читателями по электронной почте. Все его блоги достаточно популярны по местным меркам, что показывает, как велика потребность в духовном чтении там, где Православие не является традиционной религией.Епископ Эдесский Роман из Бразилии (Антиохийская Церковь) также подчеркнул, что Интернет очень нужен в неправославных странах. «Деятельность нашего интернет-узла имела большой успех, особенно в условиях войны на Ближнем Востоке… Таким образом формируется сознание наших прихожан. Они знают, что у них есть братья во Христе. Я не могу вам описать, как быстро отреагировали и материально, и духовно наши верующие на вопрос Ближнего Востока», — подчеркнул владыка Роман.
Православный Интернет как средство дерадикализации
В фокусе внимания доктора Марии Алвану (Греция) оказалась радикализация общества, проявляющаяся в Интернете и тесно связанная с насилием. «Очень часто экономические, финансовые и прочие проблемы создают почву для того, чтобы люди стали более радикальными», — напомнила она.По словам Марии Алвану, тех, кто применяет насилие, не слишком много. Большинство, которое становится «кислородом» для таких явлений, — те, кто терпят зло, молчаливо одобряя его. «Они безразличны к этому, считают, что лично их это не касается. Таким образом, у нас в Интернете есть множество материалов прямой или косвенной пропаганды», — заметила выступающая.Она также напомнила, что существуют определенные блоги, платформы и чаты, где происходит своеобразный «рекрутинг» в ряды радикальных групп. «Борьба с экстремизмом в Интернете сегодня актуальна как никогда. Эффективны не только финансовые инструменты. Очень важно передать через Интернет учение Церкви, — подытожила Алвану. — Оно может быть использовано с целью дерадикализации, потому что мы постулируем такие принципы, как мир, священность жизни, ценность каждого человека, независимо от его цвета кожи или религии».Завершился день круглым столом о проблемах и перспективах пастырского попечения, богословия, богослужения в Интернете, в котором участвовали греческие клирики и миряне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий