понедельник, 29 июля 2013 г.

Киселёв Мирослав учащийся 10 "Б" кл.МОУ СОШ №7 г. Фурманов, воспитанник воскресной школы прихода Покрова Божией Матери :Лауреат всеросийского конкурса " Первые шаги в науке " 2011 г. Победитель всероссийского конкурса " Национальное достояние России" .Из истории храма Успения Божией Матери села Никольского Фурмановского р-на

Выступление на круглом столе «Русь Святая, храни веру Православную», посвященном 1025-летию Крещения Руси в Плесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 28 июля 2013 года Ваше Высокопреосвященство, всечестные Отцы, братья и сестры, вашему вниманию предлагается работа «Из истории храма села Никольского».
   В этом храме  молилось не одно поколение моих предков. Сейчас его уже нет.  Поэтому  цель работы  – понять, какую потерю понесла наша культура с разрушением храма в селе Никольском, определить его значение на разных этапах развития. 
   В краеведческих исследованиях история Никольского изучается только в связи с фабрикантами Скворцовыми и Павловыми, история же самого храма, судьбы его священников, история Никольского некрополя не изучены вовсе. 
     На основе исследований   Д.С. Лихачёва  я решил рассказать о наиболее почитаемых иконах храма, его некрополе, священнослужителях, о его месте  в истории  родного края. 
  Я привлёк  самые разнообразные источники: метрические  книги,  документы органов власти (постановления Президиума Верховного совета РСФСР, Президиума областного исполнительного комитета), обращения граждан,   воспоминания старожилов.
  Храм в селе Никольском был уничтожен в 60-е годы прошлого века. Но мало кто знает, когда   он был закрыт.   Работая в архивном отделе администрации Фурмановского района, мне удалось установить, что это произошло 9 января 1939 года. Своё решение  о закрытии храма Президиум ивановского облисполкома обосновывал многочисленными просьбами рабочих города Середа и пригородного совхоза, а также жителей самого села Никольского.  В ходе работы  в архиве Ивановской области я не нашёл ни одной подобной просьбы, а вот ходатайств не закрывать храм достаточно много. Писали даже Сталину, но  и это не помогло верующим. 7 июня того же года   решение  о ликвидации храма было утверждено Президиумом Верховного Совета РСФСР. В здании церкви, как информировал облисполком Президиум Верховного Совета РСФСР, планировали разместить городской клуб-театр. Однако на это переоборудование требовалось 65000 рублей, и временно хотели храм приспособить под спортивный зал. Ни клуб, ни спортзал не были размещены.   В годы советской власти   здание храма  использовалось как гараж тракторного  парка. Старожилы села  утверждают, что белоснежные стены церкви служили экраном при просмотре кинофильмов.  
    Известно,  что храм был построен в 1849 году в стиле волжского классицизма. Высокая  колокольня  завершалась  шпилем.  Вход обозначался классическим портиком. Но понять истинное значение  храма, исследуя только особенности его архитектуры, невозможно.  Я обратил внимание на изучение   его некрополя, деятельность священнослужителей, особо почитаемые иконы, связь  храма с наиболее значимыми событиями в истории России.
      Писать о некрополе храма в селе Никольском мне было особенно интересно, ведь на нём в 1908 году был погребён мой прапрадед, Фёдор Иванович Каукин.   Анализ  метрических книг церкви  показал, что в основном хоронили из  Никольского-Горицких,  Некрасова, Фроловки, Петрушихи, Скоморохово, Лопатино.  Рост числа захоронений заставил в 1881 году  расширить ограду кладбища.
  Изучение истории некрополя позволяет сделать большой шаг в генеалогии.    Многие  знают, что в Никольском-Горицких были погребены основатель фабрики №1 Иван Иванович Скворцов, его родственники. Но  до моего исследования не были известны точные даты смерти и  погребения сына и супруги фабриканта Ивана Скворцова.   Судя по метрическим книгам,  фабрикант  Скворцов был  погребён 14 января 1892 года.   11 октября 1886 года в  32 года от паралича скончался его  сын, Николай.  29 февраля 1888 года на кладбище села Никольского была похоронена  жена Ивана Ивановича Скворцова,  Евдокия Петровна, умершая в 67 лет.
     Около храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» находится надгробие  с могилы Ивана Гавриловича Скворцова, которого краеведы считают родственником фабриканта Скворцова.  Судя по архивным документам,  его отец, плёсский  мещанин Гавриил Иванович Скворцов, родился в 1799 году в селе Никольском, а погребён у храма этого же села  в 1885 году.     На кладбище Никольского покоятся  сын и дочь   Ивана Гавриловича, умершие в один месяц. Другая  дочь  в январе 1886 года вышла замуж за Александра Тюрина. Интересно, что  одна из Тюриных, Евдокия Павловна, была няней Николая Петровича Павлова, будущего фабриканта. 
  А сколько других замечательных людей было погребено в селе Никольском-Горицком, например сын основателя Голубева хутора (район улиц Хлебникова, Ивановской)  Иван.
    История некрополя в селе Никольском-Горицких связана и с событиями первой мировой войны. В 1916 году на нём  были похоронены беженцы, эвакуированные в наши края из Житомирского уезда Волынской губернии.
    В нашем городе живёт много потомков похороненных  на кладбище в Никольском-Горицких, поэтому я   составил книгу памяти, в которой  198 имён.
      Изучая историю храма, невозможно не сказать о священнослужителях. Более тридцати лет  служил в  Успенской церкви села Никольского-Горицких    Иван Фёдорович Трихинский. Плохая сохранность документов существенно осложнила мои поиски, но всё же  мои труды не были напрасными. В 1882 году Иван Трихинский закончил Костромскую духовную семинарию, до  1884 года служил псаломщиком в Смоленской церкви села Никульского. 22 июня 1884 года женился  на дочери священника села Никольского-Горицких Вере Александровне Малиновской, и вскоре был рукоположен в иереи.   Его  семейная жизнь   не сложилась.  9 мая 1886 года скончалась   жена, которой было всего 18 лет, а 5 августа  и маленькая дочка, Клавдия. Это не помешало ему стать хорошим священником. О результатах его работы говорит хотя бы то, что в приходе храма села Никольского-Горицких  жил только один раскольник. В приходе же церкви села Михалькова  значилось 115 старообрядцев, в Широкове 137.  Что же позволило добиться таких результатов?  Иван Фёдорович Трихинский сотрудничал с Петром Васильевичем Звёздкиным, основателем  первой школы нашего города, которая создавалась в целях борьбы с расколом.  Священник Иван Трихинский преподавал Закон Божий в середской земской школе.   Общение семьи священников Трихинских и  отца Петра  было очень плотным. Фёдор Трихинский, отец священника Ивана Трихинского,  исповедовал Петра Васильевича Звёздкина.  Это было одной из причин  успеха.  После революции  отец Иоанн пострадал от властей.  В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей он был арестован.
    Во многих  русских храмах были и есть особо чтимые иконы,  перед которыми люди просили у Бога помощи, украшали их, берегли. В Никольском чтилась  икона «Успенья Пресвятой Богородицы». Выяснив, что село принадлежало Переяславскому Успенскому Горицкому монастырю, я предположил, что чудотворный образ   храма  связан с этой обителью. Действительно, в ней особо почиталась икона Успенья Пресвятой Богородицы, написанная в 14 веке по приказу великой княгини Евдокии. Может быть, в Никольском хранился список с этого древнего образа.
    Итак, священник храма села Никольского Иоанн Трихинский много лет был преподавателем Закона Божия  Середского земского училища.  Благодаря сотрудничеству священников храма с Петром Васильевичем Звёздкиным больших успехов удалось добиться в деле антираскольнической пропаганды. Удаётся проследить не одномоментные, а вековые связи храма с выдающимися людьми нашего города. Некрополь в селе Никольском   мог бы служить памятником эвакуации в наши края мирного населения в годы первой мировой войны.  С  потерей храма культура нашего района, да и области значительно обеднела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий