Выступление на круглом столе «Русь Святая, храни веру Православную», посвященном 1025-летию Крещения Руси в Плесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 28 июля 2013 года
Ваше Высокопреосвященство, всечестные Отцы, братья и сестры, вашему вниманию предлагается работа «Из истории храма села Никольского».
В этом храме молилось не одно поколение моих предков. Сейчас его уже нет. Поэтому цель работы – понять, какую потерю понесла наша культура с разрушением храма в селе Никольском, определить его значение на разных этапах развития.
В краеведческих исследованиях история Никольского изучается только в связи с фабрикантами Скворцовыми и Павловыми, история же самого храма, судьбы его священников, история Никольского некрополя не изучены вовсе.
На основе исследований Д.С. Лихачёва я решил рассказать о наиболее почитаемых иконах храма, его некрополе, священнослужителях, о его месте в истории родного края.
Я привлёк самые разнообразные источники: метрические книги, документы органов власти (постановления Президиума Верховного совета РСФСР, Президиума областного исполнительного комитета), обращения граждан, воспоминания старожилов.
Храм в селе Никольском был уничтожен в 60-е годы прошлого века. Но мало кто знает, когда он был закрыт. Работая в архивном отделе администрации Фурмановского района, мне удалось установить, что это произошло 9 января 19 39 года. Своё решение о закрытии храма Президиум ивановского облисполкома обосновывал многочисленными просьбами рабочих города Середа и пригородного совхоза, а также жителей самого села Никольского. В ходе работы в архиве Ивановской области я не нашёл ни одной подобной просьбы, а вот ходатайств не закрывать храм достаточно много. Писали даже Сталину, но и это не помогло верующим. 7 июня того же года решение о ликвидации храма было утверждено Президиумом Верховного Совета РСФСР. В здании церкви, как информировал облисполком Президиум Верховного Совета РСФСР, планировали разместить городской клуб-театр. Однако на это переоборудование требовалось 65000 рублей, и временно хотели храм приспособить под спортивный зал. Ни клуб, ни спортзал не были размещены. В годы советской власти здание храма использовалось как гараж тракторного парка. Старожилы села утверждают, что белоснежные стены церкви служили экраном при просмотре кинофильмов.
Известно, что храм был построен в 1849 году в стиле волжского классицизма. Высокая колокольня завершалась шпилем. Вход обозначался классическим портиком. Но понять истинное значение храма, исследуя только особенности его архитектуры, невозможно. Я обратил внимание на изучение его некрополя, деятельность священнослужителей, особо почитаемые иконы, связь храма с наиболее значимыми событиями в истории России.
Писать о некрополе храма в селе Никольском мне было особенно интересно, ведь на нём в 1908 году был погребён мой прапрадед, Фёдор Иванович Каукин. Анализ метрических книг церкви показал, что в основном хоронили из Никольского-Горицких, Некрасова, Фроловки, Петрушихи, Скоморохово, Лопатино. Рост числа захоронений заставил в 1881 году расширить ограду кладбища.
Изучение истории некрополя позволяет сделать большой шаг в генеалогии. Многие знают, что в Никольском-Горицких были погребены основатель фабрики №1 Иван Иванович Скворцов, его родственники. Но до моего исследования не были известны точные даты смерти и погребения сына и супруги фабриканта Ивана Скворцова. Судя по метрическим книгам, фабрикант Скворцов был погребён 14 января 18 92 года. 11 октября 18 86 года в 32 года от паралича скончался его сын, Николай. 29 февраля 1888 года на кладбище села Никольского была похоронена жена Ивана Ивановича Скворцова, Евдокия Петровна, умершая в 67 лет.
Около храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» находится надгробие с могилы Ивана Гавриловича Скворцова, которого краеведы считают родственником фабриканта Скворцова. Судя по архивным документам, его отец, плёсский мещанин Гавриил Иванович Скворцов, родился в 1799 году в селе Никольском, а погребён у храма этого же села в 1885 году. На кладбище Никольского покоятся сын и дочь Ивана Гавриловича, умершие в один месяц. Другая дочь в январе 1886 года вышла замуж за Александра Тюрина. Интересно, что одна из Тюриных, Евдокия Павловна, была няней Николая Петровича Павлова, будущего фабриканта.
А сколько других замечательных людей было погребено в селе Никольском-Горицком, например сын основателя Голубева хутора (район улиц Хлебникова, Ивановской) Иван.
История некрополя в селе Никольском-Горицких связана и с событиями первой мировой войны. В 1916 году на нём были похоронены беженцы, эвакуированные в наши края из Житомирского уезда Волынской губернии.
В нашем городе живёт много потомков похороненных на кладбище в Никольском-Горицких, поэтому я составил книгу памяти, в которой 198 имён.
Изучая историю храма, невозможно не сказать о священнослужителях. Более тридцати лет служил в Успенской церкви села Никольского-Горицких Иван Фёдорович Трихинский. Плохая сохранность документов существенно осложнила мои поиски, но всё же мои труды не были напрасными. В 1882 году Иван Трихинский закончил Костромскую духовную семинарию, до 1884 года служил псаломщиком в Смоленской церкви села Никульского. 22 июня 18 84 года женился на дочери священника села Никольского-Горицких Вере Александровне Малиновской, и вскоре был рукоположен в иереи. Его семейная жизнь не сложилась. 9 мая 18 86 года скончалась жена, которой было всего 18 лет, а 5 августа и маленькая дочка, Клавдия. Это не помешало ему стать хорошим священником. О результатах его работы говорит хотя бы то, что в приходе храма села Никольского-Горицких жил только один раскольник. В приходе же церкви села Михалькова значилось 115 старообрядцев, в Широкове 137. Что же позволило добиться таких результатов? Иван Фёдорович Трихинский сотрудничал с Петром Васильевичем Звёздкиным, основателем первой школы нашего города, которая создавалась в целях борьбы с расколом. Священник Иван Трихинский преподавал Закон Божий в середской земской школе. Общение семьи священников Трихинских и отца Петра было очень плотным. Фёдор Трихинский, отец священника Ивана Трихинского, исповедовал Петра Васильевича Звёздкина. Это было одной из причин успеха. После революции отец Иоанн пострадал от властей. В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей он был арестован.
Во многих русских храмах были и есть особо чтимые иконы, перед которыми люди просили у Бога помощи, украшали их, берегли. В Никольском чтилась икона «Успенья Пресвятой Богородицы». Выяснив, что село принадлежало Переяславскому Успенскому Горицкому монастырю, я предположил, что чудотворный образ храма связан с этой обителью. Действительно, в ней особо почиталась икона Успенья Пресвятой Богородицы, написанная в 14 веке по приказу великой княгини Евдокии. Может быть, в Никольском хранился список с этого древнего образа.
Итак, священник храма села Никольского Иоанн Трихинский много лет был преподавателем Закона Божия Середского земского училища. Благодаря сотрудничеству священников храма с Петром Васильевичем Звёздкиным больших успехов удалось добиться в деле антираскольнической пропаганды. Удаётся проследить не одномоментные, а вековые связи храма с выдающимися людьми нашего города. Некрополь в селе Никольском мог бы служить памятником эвакуации в наши края мирного населения в годы первой мировой войны. С потерей храма культура нашего района, да и области значительно обеднела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий